Новый формат городского фестиваля, который проходит в крупных российских городах, посвящён теме русского зарубежья. Первым эстафету принял Нижний Новгород. В дальнейшем фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» ждут в Таганроге, Уфе, Владивостоке и Москве. О том, как нынешним поколениям возвращаются забытые имена наших выдающихся соотечественников, рассказывает руководитель Фонда наследия русского зарубежья Елена Чернышкова.
– Фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» – новый проект, он появился недавно. А как возникла такая идея?
– Действительно, его история пока короткая, потому что и сам Фонд наследия русского зарубежья создан всего полтора года назад. Задача фонда – поддержка и популяризация проектов, которые нацелены на возвращение в Россию ценностей и архивов, связанных с русским зарубежьем. Речь идёт о предметах, имеющих для нашей страны историческую, культурную, духовную и музейную значимость.
Фокус нашего внимания сконцентрирован на первой волне русской эмиграции, которая началась после Октябрьской революции 1917 года. Мы стремимся подчеркнуть связь с Россией тех людей, которые когда-то были вынуждены эмигрировать. А главное – обратить внимание на вклад наших соотечественников в науку и культуру в общемировом масштабе: огромное количество культурных, научных, интеллектуальных достижений мирового значения были получены именно благодаря выходцам из России.
Мы и возвращаем, и открываем новые имена. Основной подход, который мы избрали для работы с широкой аудиторией, – через судьбы конкретных людей привлечь внимание современников к истории русского зарубежья. Показать, что, несмотря на вынужденное расставание с Родиной, эти люди смогли реализоваться и оставить след в мировой истории.
Важно, что учредитель нашего фонда и самого фестиваля – Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына, известный исследовательский и музейный центр истории русской эмиграции. Также нас поддерживает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», которая много внимания уделяет развитию культурных, образовательных и других социально значимых проектов в регионах.
– Ваш фестиваль имеет формат городского мероприятия. А как выбираются города для фестиваля?
– У нас есть чисто ресурсное ограничение – своими силами мы можем провести фестиваль в пяти–шести городах в год. Конечно, мы прежде всего выбираем те города, история которых связана с историей русского зарубежья. Например, Владивосток. 2022 год – это год 100-летия окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, и в этом контексте этот город как восточные «ворота исхода» занимает особо важное место, и в нём мы проведём фестиваль в этом году. А в Доме русского зарубежья пройдёт конференция, посвящённая этой дате.
Также мы делаем акцент на городах, выходцы из которых прославили русскую эмиграцию, внеся значительный вклад в культуру или науку.
К примеру, на фестивале, который проходил 15 – 17 мая в Нижнем Новгороде, было представлено несколько таких героев – забытых и открытых заново.
В этом году мы также поедем в Таганрог. В первую очередь, мы представим там историю русского режиссёра, педагога и актёра театра и кино Михаила Чехова, выдающейся певицы, героини движения сопротивления во Франции Анны Смирновой-Марли, а также других исторических личностей.
Конечно, прежде чем выбрать тот или иной город, мы проводим исследовательскую работу совместно с Домом русского зарубежья.
– Насколько сложно находить такую информацию? Ведь имена многих выходцев из России неизвестны даже специалистам.
– Конечно, информацию находить не просто. Но наше преимущество – сотрудничество с Домом русского зарубежья, где имеется значительная и уникальная архивная коллекция, часть которой ещё нигде не публиковалась. И одна из наших задач направлена на то, чтобы популяризировать те открытия, те исследования, которые научным сотрудникам удалось сделать благодаря работе в архиве Дома русского зарубежья, который, без сомнения, является одним из ведущих российских собраний материалов по русскому зарубежью. И мы в рамках наших фестивалей имеем возможность сделать эти исследования достоянием широкой публики.
– Фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» – новый проект, он появился недавно. А как возникла такая идея?
– Действительно, его история пока короткая, потому что и сам Фонд наследия русского зарубежья создан всего полтора года назад. Задача фонда – поддержка и популяризация проектов, которые нацелены на возвращение в Россию ценностей и архивов, связанных с русским зарубежьем. Речь идёт о предметах, имеющих для нашей страны историческую, культурную, духовную и музейную значимость.
Фокус нашего внимания сконцентрирован на первой волне русской эмиграции, которая началась после Октябрьской революции 1917 года. Мы стремимся подчеркнуть связь с Россией тех людей, которые когда-то были вынуждены эмигрировать. А главное – обратить внимание на вклад наших соотечественников в науку и культуру в общемировом масштабе: огромное количество культурных, научных, интеллектуальных достижений мирового значения были получены именно благодаря выходцам из России.
Мы и возвращаем, и открываем новые имена. Основной подход, который мы избрали для работы с широкой аудиторией, – через судьбы конкретных людей привлечь внимание современников к истории русского зарубежья. Показать, что, несмотря на вынужденное расставание с Родиной, эти люди смогли реализоваться и оставить след в мировой истории.
Важно, что учредитель нашего фонда и самого фестиваля – Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына, известный исследовательский и музейный центр истории русской эмиграции. Также нас поддерживает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», которая много внимания уделяет развитию культурных, образовательных и других социально значимых проектов в регионах.
– Ваш фестиваль имеет формат городского мероприятия. А как выбираются города для фестиваля?
– У нас есть чисто ресурсное ограничение – своими силами мы можем провести фестиваль в пяти–шести городах в год. Конечно, мы прежде всего выбираем те города, история которых связана с историей русского зарубежья. Например, Владивосток. 2022 год – это год 100-летия окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, и в этом контексте этот город как восточные «ворота исхода» занимает особо важное место, и в нём мы проведём фестиваль в этом году. А в Доме русского зарубежья пройдёт конференция, посвящённая этой дате.
Также мы делаем акцент на городах, выходцы из которых прославили русскую эмиграцию, внеся значительный вклад в культуру или науку.
К примеру, на фестивале, который проходил 15 – 17 мая в Нижнем Новгороде, было представлено несколько таких героев – забытых и открытых заново.
В этом году мы также поедем в Таганрог. В первую очередь, мы представим там историю русского режиссёра, педагога и актёра театра и кино Михаила Чехова, выдающейся певицы, героини движения сопротивления во Франции Анны Смирновой-Марли, а также других исторических личностей.
Конечно, прежде чем выбрать тот или иной город, мы проводим исследовательскую работу совместно с Домом русского зарубежья.
– Насколько сложно находить такую информацию? Ведь имена многих выходцев из России неизвестны даже специалистам.
– Конечно, информацию находить не просто. Но наше преимущество – сотрудничество с Домом русского зарубежья, где имеется значительная и уникальная архивная коллекция, часть которой ещё нигде не публиковалась. И одна из наших задач направлена на то, чтобы популяризировать те открытия, те исследования, которые научным сотрудникам удалось сделать благодаря работе в архиве Дома русского зарубежья, который, без сомнения, является одним из ведущих российских собраний материалов по русскому зарубежью. И мы в рамках наших фестивалей имеем возможность сделать эти исследования достоянием широкой публики.
– В программе фестиваля в Нижнем Новгороде как раз представлены те имена, которые практически неизвестны широкой аудитории. То есть ваша задача – делать упор именно на таких исторических персонажах?
– Можно сказать, что в нашем фестивале есть несколько направлений. Во-первых, мы в каждый город привозим выставку, где представлены фотопортреты уже хорошо известных деятелей русской эмиграции – например, Владислава Ходасевича, Надежды Тэффи, Марка Шагала. Это всегда уличная городская выставка, через которую мы привлекаем внимание людей к другим нашим мероприятиям. Причём автор этих работ – фотограф Пётр Шумов – тоже эмигрант, который практически неизвестен в России.
Или же такое имя – Исай Добровейн. В русской эмиграции имя этого уроженца Нижнего Новгорода – композитора, пианиста, дирижёра, оперного режиссёра-постановщика – было очень известно. А в России о нём практически не помнят. На наш фестиваль мы пригласили известного пианиста Алексея Сканави, который подготовил небольшой концерт по произведениям Добровейна. И даже он был удивлён, насколько прекрасна эта незаслуженно забытая сегодня музыка.
Или, например, писатель и активный деятель русского зарубежья Евгений Чириков, скульптор Серафим Судьбинин. В период своей жизни в Нижнем Новгороде они часто общались с писателем Максимом Горьким, в доме которого встречались интеллектуалы того времени. На круглых столах в рамках фестиваля мы собираем не только экспертов из Москвы, но и местных исследователей, и даже потомков наших героев. И во время таких дискуссий тоже происходят своего рода открытия – обнаруживаются новые исторические связи между этими людьми.
– Можно сказать, что в нашем фестивале есть несколько направлений. Во-первых, мы в каждый город привозим выставку, где представлены фотопортреты уже хорошо известных деятелей русской эмиграции – например, Владислава Ходасевича, Надежды Тэффи, Марка Шагала. Это всегда уличная городская выставка, через которую мы привлекаем внимание людей к другим нашим мероприятиям. Причём автор этих работ – фотограф Пётр Шумов – тоже эмигрант, который практически неизвестен в России.
Или же такое имя – Исай Добровейн. В русской эмиграции имя этого уроженца Нижнего Новгорода – композитора, пианиста, дирижёра, оперного режиссёра-постановщика – было очень известно. А в России о нём практически не помнят. На наш фестиваль мы пригласили известного пианиста Алексея Сканави, который подготовил небольшой концерт по произведениям Добровейна. И даже он был удивлён, насколько прекрасна эта незаслуженно забытая сегодня музыка.
Или, например, писатель и активный деятель русского зарубежья Евгений Чириков, скульптор Серафим Судьбинин. В период своей жизни в Нижнем Новгороде они часто общались с писателем Максимом Горьким, в доме которого встречались интеллектуалы того времени. На круглых столах в рамках фестиваля мы собираем не только экспертов из Москвы, но и местных исследователей, и даже потомков наших героев. И во время таких дискуссий тоже происходят своего рода открытия – обнаруживаются новые исторические связи между этими людьми.
– Кроме выставок, у вас проходят и другие просветительские проекты?
– Да, конференции, круглые столы. Но мы формируем разнообразную программу, добавляя к научным и экспертным встречам культурные события – спектакли, концерты, которые всегда вызывают большой интерес. В каждом городе мы обязательно организуем большой концерт по произведениям авторов-эмигрантов. В этот раз вместе с нами приехал известный исполнитель пианист Алексей Гориболь и оперный певец из Большого театра Николай Землянских. И они специально по нашей теме составили концертную программу, в которой прозвучали произведения русских композиторов-эмигрантов С. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Метнера. И вот такие мероприятия у нас всегда проходят с аншлагом.
А в прошлом году в Омске мы вместе с местным драматическим театром подготовили спектакль по произведениям Надежды Тэффи. А перед спектаклем провели научно-популярную лекцию, где рассказали о судьбе писательницы. Таким образом, мы стараемся сочетать развлекательные и более серьёзные жанры – и в этом тоже своего рода находка этого фестиваля. Из-за того, что тема истории и наследия русского зарубежья, несомненно, сложная, не очень популярная, малоизвестная, нам приходится искать новые форматы, способы, как её донести до широкой аудитории.
При этом мы также хотим привлечь к нашему фестивалю и молодёжную аудиторию. И вот здесь мы действуем через университеты, где история русского зарубежья может стать и темой для исследовательских работ. И в Нижнем Новгороде на нескольких мероприятиях было много студенческой молодёжи, что очень радует.
– Местным жителям интересна эта тема? Есть уже отклики на фестиваль?
– В Нижнем Новгороде есть сообщества, которые изучают жизнь Горького, изучают связи писателя с русскими эмигрантами, поэтому там немало экспертов, которые интересуются историей русского зарубежья и знают её. Но часто бывает, что для широкой публики большинство имён неизвестно, и судьба этих людей стала своего рода откровением. Можно сказать, что одна из задач нашего фестиваля – это восстановление исторической памяти россиян и, прежде всего, земляков в отношении тех людей, которые этой памяти, несомненно, достойны. Кстати, не только у нас имена многих выдающихся русских эмигрантов долгое время были неизвестны или забыты в силу исторических причин, но и за рубежом зачастую не любят вспоминать, что те или иные личности, внёсшие значительный вклад в культуру и науку, были выходцами из России. Они их уже «присвоили» себе. И для нас важно вернуть этих людей нашей истории.
– Да, конференции, круглые столы. Но мы формируем разнообразную программу, добавляя к научным и экспертным встречам культурные события – спектакли, концерты, которые всегда вызывают большой интерес. В каждом городе мы обязательно организуем большой концерт по произведениям авторов-эмигрантов. В этот раз вместе с нами приехал известный исполнитель пианист Алексей Гориболь и оперный певец из Большого театра Николай Землянских. И они специально по нашей теме составили концертную программу, в которой прозвучали произведения русских композиторов-эмигрантов С. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Метнера. И вот такие мероприятия у нас всегда проходят с аншлагом.
А в прошлом году в Омске мы вместе с местным драматическим театром подготовили спектакль по произведениям Надежды Тэффи. А перед спектаклем провели научно-популярную лекцию, где рассказали о судьбе писательницы. Таким образом, мы стараемся сочетать развлекательные и более серьёзные жанры – и в этом тоже своего рода находка этого фестиваля. Из-за того, что тема истории и наследия русского зарубежья, несомненно, сложная, не очень популярная, малоизвестная, нам приходится искать новые форматы, способы, как её донести до широкой аудитории.
При этом мы также хотим привлечь к нашему фестивалю и молодёжную аудиторию. И вот здесь мы действуем через университеты, где история русского зарубежья может стать и темой для исследовательских работ. И в Нижнем Новгороде на нескольких мероприятиях было много студенческой молодёжи, что очень радует.
– Местным жителям интересна эта тема? Есть уже отклики на фестиваль?
– В Нижнем Новгороде есть сообщества, которые изучают жизнь Горького, изучают связи писателя с русскими эмигрантами, поэтому там немало экспертов, которые интересуются историей русского зарубежья и знают её. Но часто бывает, что для широкой публики большинство имён неизвестно, и судьба этих людей стала своего рода откровением. Можно сказать, что одна из задач нашего фестиваля – это восстановление исторической памяти россиян и, прежде всего, земляков в отношении тех людей, которые этой памяти, несомненно, достойны. Кстати, не только у нас имена многих выдающихся русских эмигрантов долгое время были неизвестны или забыты в силу исторических причин, но и за рубежом зачастую не любят вспоминать, что те или иные личности, внёсшие значительный вклад в культуру и науку, были выходцами из России. Они их уже «присвоили» себе. И для нас важно вернуть этих людей нашей истории.