15 мая 2023 в Малом зале Московской консерватории в рамках Всероссийского фестиваля «Русское зарубежье: города и лица» прошел концерт камерной вокальной музыки Николая Черепнина. Именно в эту дату выдающемуся русскому композитору эпохи Серебряного века стукнуло 150 лет.
Концерт получился очень теплым и преподнес публике, целиком заполнившей зал, немало открытий. Исполнителями выступили солисты Большого театра Ярослав Абаимов, Лада Меркульева, Алина Черташ и Константин Сучков. А за фортепиано в этот вечер были Екатерина Ганелина и Матвей Шумков.
Питомец Римского-Корсакова, не только автор музыки, но дирижер и один из лучших преподавателей Санкт-Петербургской консерватории, Николай Черепнин известен современному музыкальному обществу прежде всего как автор балета «Павильон Армиды». Именно он открыл первый балетный показ «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в 1909 году.
Известны и его два симфонических программных произведения, которые исполняются в концертах и поныне — прелюд для оркестра «Принцесса Греза» и Эскиз к сказке о Жар-Птице «Зачарованное царство».
Из камерной вокальной музыки, которую Черепнин писал исключительно в период с 1897 по 1915 годы (далее последовала эмиграция — композитор осел в Париже и прожил там до самой своей смерти в 1945) широко известен романс «Я б тебя поцеловала» на стихи Аполлона Майкова. Ну и все, пожалуй.
Изысканно-созерцательный стиль музыки этих сочинений был заслонен более экспрессивными и драматически волнующими вокальными произведениями Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Черепнин, конечно, совсем другой — эмоции в его романсах несколько завуалированы, тут все очень сдержанно и над всем витает символистская дымка, загадка, призрачность. Стиль Черепнина — смесь русской романсовой традиции с новейшими достижениями импрессионистов-французов (Дебюсси, Равель).
Если говорить о поэтических вкусах Николая Николаевича, то идеалом для него были стихотворения Федора Тютчева — на его слова композитор напишет больше всего романсов. И как писал музыковед Александр Оссовский: «Наконец, спустя 100 лет со дня рождения, Ф. И. Тютчев нашел… художника, с истинною любовью в целом ряде произведений воплотившего и перечувствовавшего в звуках его поэзию».
Из авторов романтической эпохи Черепнин активно взаимодействовал с лирикой Василия Жуковского, Евгения Баратынского, Афанасия Фета, Аполлона Майкова, Якова Полонского. Вдохновлялся композитор и строками своих современников — символистов: Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Сергеем Городецким и даже Морисом Метерлинком.
Программа, составившая концерт в Малом зале консерватории, в основном, продемонстрировала дар Черепнина-лирика и музыкального пейзажиста. Выделим наиболее яркие романсы, которые, на наш взгляд, достойны войти в активный исполнительский репертуар: «Сумерки», «Думы и волны», «Царскосельское озеро» — все на стихи Федора Тютчева (op.16), «Осеннее» — на текст умершего в 25 лет поэта Ивана Лялечкина (op.7), «Свечка догорела», слова предшественника символистов Константина Фофанова (op.21) и дуэт «Еще белеет снег» на стихи Тютчева (op.3).
Говоря о последнем романсе, в первую очередь, конечно же, вспоминается творение Рахманинова «Весенние воды» на тот же текст, ошеломляющее слушателя лавиной бурного радостного чувства. Черепнин, используя те же стихи, создает мягкий и лирический образ пробуждающейся природы. Особняком стоит цикл «Фейные сказки» на слова Константина Бальмонта (op.33) — на концерте из него было исполнено только три части, но и те поразили своей волшебно—-гротескной образностью.
Исполнительский состав, представивший раритетную программу, оказался на высоте — и при том это была исключительно молодежь. Более всех впечатлили Ярослав Абаимов и Алина Черташ. Первый — обладатель гибкого и изысканного лирического тенора, богатого на различные оттенки и динамические градации. А еще Ярослав потрясающе артистичен — ему подвластна и сумрачно-мистическая драма. Апогеем и своего рода кульминацией концерта стали те самые «Сумерки» в интерпретации Абаимова — настоящий шедевр.
Алина Черташ покорила своим насыщенным и одновременно полетным контральто — эта молодая, но исключительно многообещающая певица является достойной наследницей таких великолепных певиц, как Раиса Котова, Елизавета Антонова, Бронислава Златогорова. Именно романс «Осеннее», в котором сочетаются тонкий символизм и затаенная драма в исполнении Алины стал своего рода камертоном стиля этого вечера.
Лада Меркульева, студентка Московской консерватории по классу Хиблы Герзмавы — уже солистка Камерной сцены Большого театра им. Б. А. Покровского. Ей присущи музыкальность и выразительность, у нее приятное лирическое сопрано, которому пока несколько не хватает разнообразия красок и индивидуальности. Думается, это дело времени и опыта — а так певица была очень обаятельна и мила.
Ладе оказались наиболее близки романсы «Свечка догорела» и «Я б тебя поцеловала» — сокровенные лирические страницы Николая Николаевича. Константину Сучкову несколько не повезло с теми произведениями, которые он выбрал — монотонными и не самыми яркими, как по музыке, так и по уровню стихов (Городецкий и Голенищев-Кутузов по сравнению с Тютчевым и Фетом выглядят сущими дилетантами), артист выглядел зажато и как будто не в своей тарелке. Певец раскрылся в трагическом «Мениске» на текст Аполлона Майкова и романсе «Уноси мое сердце» на стихи Афанасия Фета — баритону ближе более драматические произведения, нежели утонченная лирика.
Под чуткими и виртуозными руками концертмейстеров Екатерины Ганелиной и Матвея Шумкова музыка Черепнина возродилась в полной мере. Их пальцы словно плели тонкие и шелковистые кружева — благодаря их мастерству изысканная музыкальная ткань обрела реальную нежность и чувствительность. Романсы Николая Николаевича напоминали мистически-прекрасные, одухотворенно-философские пейзажи символистов Петра Уткина и Василия Милиоти.
Филипп Геллер
Концерт получился очень теплым и преподнес публике, целиком заполнившей зал, немало открытий. Исполнителями выступили солисты Большого театра Ярослав Абаимов, Лада Меркульева, Алина Черташ и Константин Сучков. А за фортепиано в этот вечер были Екатерина Ганелина и Матвей Шумков.
Питомец Римского-Корсакова, не только автор музыки, но дирижер и один из лучших преподавателей Санкт-Петербургской консерватории, Николай Черепнин известен современному музыкальному обществу прежде всего как автор балета «Павильон Армиды». Именно он открыл первый балетный показ «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в 1909 году.
Известны и его два симфонических программных произведения, которые исполняются в концертах и поныне — прелюд для оркестра «Принцесса Греза» и Эскиз к сказке о Жар-Птице «Зачарованное царство».
Из камерной вокальной музыки, которую Черепнин писал исключительно в период с 1897 по 1915 годы (далее последовала эмиграция — композитор осел в Париже и прожил там до самой своей смерти в 1945) широко известен романс «Я б тебя поцеловала» на стихи Аполлона Майкова. Ну и все, пожалуй.
Изысканно-созерцательный стиль музыки этих сочинений был заслонен более экспрессивными и драматически волнующими вокальными произведениями Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Черепнин, конечно, совсем другой — эмоции в его романсах несколько завуалированы, тут все очень сдержанно и над всем витает символистская дымка, загадка, призрачность. Стиль Черепнина — смесь русской романсовой традиции с новейшими достижениями импрессионистов-французов (Дебюсси, Равель).
Если говорить о поэтических вкусах Николая Николаевича, то идеалом для него были стихотворения Федора Тютчева — на его слова композитор напишет больше всего романсов. И как писал музыковед Александр Оссовский: «Наконец, спустя 100 лет со дня рождения, Ф. И. Тютчев нашел… художника, с истинною любовью в целом ряде произведений воплотившего и перечувствовавшего в звуках его поэзию».
Из авторов романтической эпохи Черепнин активно взаимодействовал с лирикой Василия Жуковского, Евгения Баратынского, Афанасия Фета, Аполлона Майкова, Якова Полонского. Вдохновлялся композитор и строками своих современников — символистов: Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Сергеем Городецким и даже Морисом Метерлинком.
Программа, составившая концерт в Малом зале консерватории, в основном, продемонстрировала дар Черепнина-лирика и музыкального пейзажиста. Выделим наиболее яркие романсы, которые, на наш взгляд, достойны войти в активный исполнительский репертуар: «Сумерки», «Думы и волны», «Царскосельское озеро» — все на стихи Федора Тютчева (op.16), «Осеннее» — на текст умершего в 25 лет поэта Ивана Лялечкина (op.7), «Свечка догорела», слова предшественника символистов Константина Фофанова (op.21) и дуэт «Еще белеет снег» на стихи Тютчева (op.3).
Говоря о последнем романсе, в первую очередь, конечно же, вспоминается творение Рахманинова «Весенние воды» на тот же текст, ошеломляющее слушателя лавиной бурного радостного чувства. Черепнин, используя те же стихи, создает мягкий и лирический образ пробуждающейся природы. Особняком стоит цикл «Фейные сказки» на слова Константина Бальмонта (op.33) — на концерте из него было исполнено только три части, но и те поразили своей волшебно—-гротескной образностью.
Исполнительский состав, представивший раритетную программу, оказался на высоте — и при том это была исключительно молодежь. Более всех впечатлили Ярослав Абаимов и Алина Черташ. Первый — обладатель гибкого и изысканного лирического тенора, богатого на различные оттенки и динамические градации. А еще Ярослав потрясающе артистичен — ему подвластна и сумрачно-мистическая драма. Апогеем и своего рода кульминацией концерта стали те самые «Сумерки» в интерпретации Абаимова — настоящий шедевр.
Алина Черташ покорила своим насыщенным и одновременно полетным контральто — эта молодая, но исключительно многообещающая певица является достойной наследницей таких великолепных певиц, как Раиса Котова, Елизавета Антонова, Бронислава Златогорова. Именно романс «Осеннее», в котором сочетаются тонкий символизм и затаенная драма в исполнении Алины стал своего рода камертоном стиля этого вечера.
Лада Меркульева, студентка Московской консерватории по классу Хиблы Герзмавы — уже солистка Камерной сцены Большого театра им. Б. А. Покровского. Ей присущи музыкальность и выразительность, у нее приятное лирическое сопрано, которому пока несколько не хватает разнообразия красок и индивидуальности. Думается, это дело времени и опыта — а так певица была очень обаятельна и мила.
Ладе оказались наиболее близки романсы «Свечка догорела» и «Я б тебя поцеловала» — сокровенные лирические страницы Николая Николаевича. Константину Сучкову несколько не повезло с теми произведениями, которые он выбрал — монотонными и не самыми яркими, как по музыке, так и по уровню стихов (Городецкий и Голенищев-Кутузов по сравнению с Тютчевым и Фетом выглядят сущими дилетантами), артист выглядел зажато и как будто не в своей тарелке. Певец раскрылся в трагическом «Мениске» на текст Аполлона Майкова и романсе «Уноси мое сердце» на стихи Афанасия Фета — баритону ближе более драматические произведения, нежели утонченная лирика.
Под чуткими и виртуозными руками концертмейстеров Екатерины Ганелиной и Матвея Шумкова музыка Черепнина возродилась в полной мере. Их пальцы словно плели тонкие и шелковистые кружева — благодаря их мастерству изысканная музыкальная ткань обрела реальную нежность и чувствительность. Романсы Николая Николаевича напоминали мистически-прекрасные, одухотворенно-философские пейзажи символистов Петра Уткина и Василия Милиоти.
Филипп Геллер