В Москве прошел Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица»
Завершился московский этап Всероссийского фестиваля «Русское зарубежье: города и лица», длившийся с 10 по 15 мая. Фестиваль в Москве — часть большого проекта, путешествующего по стране, в этом сезоне он уже побывал в Пензе, до конца года запланировано еще четыре города: Ростов Великий (7-9 июля), Улан-Удэ, Великий Новгород и Владикавказ.
За 5 дней московского фестиваля состоялось более 15 культурно-просветительских мероприятий, рассчитанных на широкую аудиторию: лекции, концерты, экскурсии и выставки. Посещение было бесплатно и доступно по предварительной регистрации.
Московская программа была богата на премьеры и новые имена. Целых два концерта было приурочено к 150-летнему юбилею выдающегося композитора Николая Черепнина. Музыкант, участвовавший в «Русских сезонах» в Париже и создавший более 100 романсов и фортепианных произведений, оказался практически не известен широкой аудитории в России. Концерты в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского были призваны напомнить о его наследии, в программе прозвучали редкие и мало исполняемые хоровые и вокальные произведения композитора. Хоровую музыку исполнил ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко; также состоялся концерт камерной вокальной музыки в исполнении солистов ведущих оперных театров России, партию фортепиано исполнил дипломант международных конкурсов, заслуженная артистка республики Абхазия Екатерина Ганелина, в концерте принял участие Матвей Шумков (фортепиано).
Экспертное сообщество смогло обсудить творческое наследие Н. Черепнина за круглым столом, проведенным в партнерстве с Государственным институтом искусствознания.
Новое имя музыкального наследия русского зарубежья, абсолютно неизвестное русской аудитории, было представлено на музыкальном вечере «Возвращение имени: Алексей Бутаков», где гости узнали невероятную историю находки его работ. Записная книжка, найденная на блошином рынке в Сербии несколько лет назад, оказалась нотными записями композитора, писавшего дневник в концлагере в 1943-45-х годах. В исполнении Малого симфонического оркестра г. Москвы прозвучали произведения А. Бутакова, восстановленные по его рукописям и аудиозаписям и никогда ранее не звучавшие в России. Запись концерта станет финальными кадрами для документального фильма о композиторе, над которым работает кинокомпания «Вифсаида».
Еще одно забытое имя музыкального наследия русского зарубежья было представлено на презентации диска «Исай Добровейн. Фортепианные миниатюры / Issay Dobrowen. Piano Miniatures», большую часть которого составил мировые премьеры. О том, как наследие композитора наконец обрело голос спустя 70 лет после его смерти, рассказал пианист Алексей Сканави, выступивший инициатором записи диска и ее исполнителем композиций. Издание диска стало следующей главой «открытия» имени И. Добровейна: годом ранее во время фестиваля в Нижнем Новгороде с аншлагом прошла выставка, проведенная в партнерстве с Российским национальным музеем музыки и посвященная этому малоизвестному в России композитору.
Наконец, состоялась «премьера» работ театрального художника, создавшего более сотни сценических образов для русских постановок за рубежом, но оказавшегося практически неизвестным на родине: в рамках фестиваля открылась выставка «Спектакль начинается с эскиза. Театр глазами художника Василия Ульянищева». Экспозиция будет доступна к посещению в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына до 3 сентября.
Экскурсионная программа фестиваля включила в себя целых 8 экскурсий — от обзорных до авторских: по временным и постоянным экспозициям Дома русского зарубежья, по музею-квартире Александра Солженицына, по местам шмелевской Москвы, а также экскурсию-квест.
Проект реализуется совместно с Домом русского зарубежья им. А. Солженицына и при поддержке государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и Президентского фонда культурных инициатив.