Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
OK

Фонд поддержал работу д.ф.н. Н. Б. Вахтина по изучению наследия ученого и исследователя Севера В. И. Иохельсона (1855−1937)

Владимир Ильич Иохельсон (1855, Вильно — 1937, Нью-Йорк) — народоволец, политический ссыльный, исследователь народов Севера. Иохельсон изучал культуры, языки, мифологии и религии юкагиров, эвенов (ламутов), якутов, коряков, камчадалов, алеутов. Среди юкагиров и эвенов он прожил более двух лет, изучил два юкагирских языка, собрал словарь в 9000 слов, записал 150 текстов. Участник трех крупных этнологических экспедиций: Сибиряковской (1894−96), Джесуповской (1900−1903), Рябушинского (1909−1911). C 1922 года жил в США, где издал целый ряд работ.
Об ученом рассказал автор работы по изучению его наследия — д.ф.н. Н. Б. Вахтин:

— Почему сегодня важно вернуться к исследованию биографии и наследия Иохельсона?

Владимир Иохельсон — очень крупная фигура в сибирской этнографии, а к жизненному пути подобных людей всегда интересно присмотреться. Его жизнь в первые 40 лет была довольно извилистой — пока он не нашел свою дорогу. В молодости он был профессиональным революционером, активным членом партии «Народная Воля».

В 1885 году Иохельсон был арестован и сослан в Восточную Якутию сроком на 10 лет, а восемь лет спустя его пригласили участвовать в знаменитой Сибиряковской экспедиции, там же, в Якутии. Так он открыл для себя занятия наукой, и больше с этого пути уже не сворачивал. Он, вместе с Владимиром Богоразом — участник прославленной российско-американской экспедиции Джесупа; и в третьей крупной экспедиции — экспедиции Рябушинского 1909−1911 годов — он также участвовал. В то время трудно найти второго такого человека, который собрал бы и описал настолько разнообразный материал. Юкагиры, эвены, алеуты, якуты, коряки, камчадалы, ительмены — основополагающие труды, посвященные языкам и культурам этих народов, написаны Иохельсоном. В истории североведения мало людей, столь же плодовитых.

— Много ли сегодня белых пятен в истории освоения Севера?
Конечно. Даже если говорить о научном освоении Севера, мы знаем о нем гораздо меньше, чем хотелось бы. Систематическое изучение Севера в научном отношении началось в середине 19 века, когда было образовано Сибирское отделение Русского географического общества (СО РГО) в Иркутске. До первой мировой войны СО РГО провело несколько десятков экспедиций, материалы многих были частично опубликованы, но многое осталось в архивах. Не меньше экспедиций и публикаций было и в советское время.
Но ведь развитие науки не идет по восходящей, когда одно поколение кладет свой кирпичик в стену научного знания, а следующее поколение опирается на эту работу и идет дальше. Мы забывчивы и невнимательны. Сотни и тысячи старых публикаций, хранящих бесценную информацию, пылятся на полках библиотек, известные только редким специалистам. Еще больше полученных «в поле» сведений оседает в архивах, не дойдя до публикации. Хорошо, конечно, что есть старые публикации, архивы и музейные хранилища, но сколько десятков лет нужно, чтобы это все разобрать и описать? А за эти годы накопятся другие сведения, документы, предметы, письма. Так что «белых пятен» в истории освоения Севера хватит на всех.

— Кто в тот период занимался исследованием Севера? были ли другие подобные Иохельсону исследователи Севера или Иохельсон стал уникальным ученым того периода?

Путь в науку через политическую ссылку — обычное дело для того времени. В ссылку отправляли начиная с 1860-х и до начала 20 века участников польских восстаний, членов революционных организаций «Народная Воля», «Земля и Воля», затем социал-демократов, социалистов-революционеров и многих других. Местом ссылки часто бывала Восточная Сибирь, Якутия, остров Сахалин и другие отдаленные места. Ссыльные были люди образованные, а образованных людей в то время в этих местах было немного, поэтому местные власти старались привлечь ссыльных ко всякого рода деятельности, требовавшей знаний: к переписям, к описанию природных богатств и населения края, к ботаническим, геологическим и прочим работам. Так, например, в экспедиции Сибирякова, работавшей в северо-восточной Якутии, из 26 участников 15 были политические ссыльные. Многие из них оставили заметный след в науке. Например:

Дмитрий Клеменц в 1902 году стал хранителем этнографических коллекций Русского музея, фактически создал то, что сегодня нам известно как Российский этнографический музей в Петербурге. Владимир Иохельсон, как я уже говорил — автор десятка фундаментальных книг по этнографии и языкам народов северо-востока Сибири. Лев Штернберг, вернувшись из ссылки, стал одним из создателей, а с 1918 года — главным хранителем коллекций того музея, которые мы теперь знаем как петербургская Кунсткамера. Владимир Богораз известен как автор первого в мире фундаментального описания чукчей, их культуры и языка. Бронислав Пилсудский прославился работами по этнографии коренного населения Сахалина. Вацлав Серошевский — автор знаменитой книги «Якуты: опыт этнографического исследования». Эдуард Пекарский составил до сих пор непревзойденный трехтомный якутско-русский словарь, недавно вновь переизданный. Штернберг и Богораз основали в Петрограде то, что потом стало Институтом народов Севера. Этот славный перечень можно продолжить.

— Станет ли эта работа частью какого-то большого труда?

Надеюсь. Мы с коллегой сейчас пишем книгу о ранней истории отечественного североведения, думаю, что многое из моей работы про Иохельсона войдет в эту книгу.

В приложении представлен научный отчет д.ф.н. Н. Б. Вахтина, в который вошли:
• полная библиография работ В.И. Иохельсона
• библиография научных работ о В.И. Иохельсоне
• материалы к биографии В. И. Иохельсона, включающие аннотации всех известных писем Иохельсона с 1894 по 1937 год, архивные документы, касающиеся его биографии, и др.
• все известные фотографии В. И. Иохельсона и его близких
• научная статья «Русский беженец в трудном положении: Франц Боас и Владимир Иохельсон»

Кроме того, была подготовлена и прочитана публичная лекция о В. И. Иохельсоне («Юкагирские письмена на бересте, или как договориться без общего языка» (18 января 2023, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва)); научный доклад «Роман Якобсон и алеутские материалы В.И. Иохельсона»; текст доклада переработан в статью и опубликован в журнале «Вопросы языкознания», 2023, № 4; а также научный доклад «Владимир Иохельсон: лингвистические исследования на фоне судьбы» (Институт лингвистических исследований РАН, Петербург, 30 мая 2023).