Фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» рассказывает удивительные истории жизни и творчества наших соотечественников, сегодня делимся некоторыми из тех, что были рассказаны в Пензе.
Пётр Иванович Шумов (1872–1936), переехав во Францию, открыл фотоателье. Вскоре после этого он познакомился со всемирно известным скульптором Огюстом Роденом, занимался фотолетописью последних лет жизни мэтра. Многие из его работ впервые стали известны именно благодаря фотообъективу русского мастера. Позже Пётр Шумов сделал хрестоматийные фотографии выдающихся представителей русского зарубежья: Марины Цветаевой, Владислава Ходасевича, Петра Струве, Бориса Зайцева, Ивана Шмелева, Тэффи и многих других.
«Я не забуду, конечно, благодарить за фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии. Спасибо!» — писал Шумову Марк Шагал.
В рамках фестиваля прошло открытие выставки фотографий Петра Ивановича, она продолжит свою работу до конца мая.
Хоровой дирижёр Александр Андреевич Архангельский (1846–1924) занял особое место в ряду мастеров хорового искусства русского зарубежья. Именно он одним из первых ввел в русское церковное пение женские голоса. Дирижёр уехал в Прагу для работы с Общестуденческим русским хором всего за год до смерти, но заложенная им в течение короткого времени традиция оказалась долговечной. Прочной оказалась и память о самом Архангельском, имя которого после его смерти стал носить пражский русский хор, просуществовавший до 1950 года. О жизни выдающегося уроженца пензенской земли рассказала специалист по истории русской духовной музыки Светлана Зверева.
Актёр немого кино Иван Ильич Мозжухин (1889–1939), любимейший киноартист дореволюционной России сыграл во множестве картин, ставших впоследствии классикой русского кино. Переехав во Францию, Мозжухин снял по собственному сценарию фильм, исполнив в нём несколько ролей. Картина с успехом демонстрировалась и в советском прокате. Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у Ивана Ильича был сильный русский акцент и тембр голоса, плохо звучавший в записи. Удивительную историю жизни Ивана Мозжухина поведал историк кино и анимации, главный редактор киноведческой артели 1895.io Станислав Дединский.
Благодарим наших гостей за интерес к истории русского зарубежья, а также наших партнеров за помощь в организации фестиваля!
Фотографии вы можете посмотреть здесь.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Пётр Иванович Шумов (1872–1936), переехав во Францию, открыл фотоателье. Вскоре после этого он познакомился со всемирно известным скульптором Огюстом Роденом, занимался фотолетописью последних лет жизни мэтра. Многие из его работ впервые стали известны именно благодаря фотообъективу русского мастера. Позже Пётр Шумов сделал хрестоматийные фотографии выдающихся представителей русского зарубежья: Марины Цветаевой, Владислава Ходасевича, Петра Струве, Бориса Зайцева, Ивана Шмелева, Тэффи и многих других.
«Я не забуду, конечно, благодарить за фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии. Спасибо!» — писал Шумову Марк Шагал.
В рамках фестиваля прошло открытие выставки фотографий Петра Ивановича, она продолжит свою работу до конца мая.
Хоровой дирижёр Александр Андреевич Архангельский (1846–1924) занял особое место в ряду мастеров хорового искусства русского зарубежья. Именно он одним из первых ввел в русское церковное пение женские голоса. Дирижёр уехал в Прагу для работы с Общестуденческим русским хором всего за год до смерти, но заложенная им в течение короткого времени традиция оказалась долговечной. Прочной оказалась и память о самом Архангельском, имя которого после его смерти стал носить пражский русский хор, просуществовавший до 1950 года. О жизни выдающегося уроженца пензенской земли рассказала специалист по истории русской духовной музыки Светлана Зверева.
Актёр немого кино Иван Ильич Мозжухин (1889–1939), любимейший киноартист дореволюционной России сыграл во множестве картин, ставших впоследствии классикой русского кино. Переехав во Францию, Мозжухин снял по собственному сценарию фильм, исполнив в нём несколько ролей. Картина с успехом демонстрировалась и в советском прокате. Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у Ивана Ильича был сильный русский акцент и тембр голоса, плохо звучавший в записи. Удивительную историю жизни Ивана Мозжухина поведал историк кино и анимации, главный редактор киноведческой артели 1895.io Станислав Дединский.
Благодарим наших гостей за интерес к истории русского зарубежья, а также наших партнеров за помощь в организации фестиваля!
Фотографии вы можете посмотреть здесь.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив